Рассуждаем о ночном кошмаре Facebook.
В мире больше 700 миллионов пользователей социальной сети Facebook, на момент выхода книги и фильма «Социальная сеть», насчитывалось около 500 миллионов тех, кто пользовался этой сетью. Никого не нужно убеждать в том, что 700 миллионов человек - это зримая сила. Для сравнения Google в мае 2011 года установил новый рекорд, по данным comScore, на всех интернет-сайтах поискового гиганта (поисковая машина, youTube, другие сервисы) было более одного миллиарда уникальных пользователей. Любопытно, что второе место занимает компания Microsoft, на ее ресурсах насчитали 905 миллионов человек. В Facebook количество посетителей в мае составило 714 миллионов. Мне было интересно взглянуть на то, как обстоят дела у Twitter, ведь этот сервис, ограниченный 140 символами, можно назвать своего рода социальной сетью, пусть и отличающейся от всех других. В comScore посчитали, что в мае этим сервисом воспользовалось 139 миллионов человек.Если взглянуть на развитие интернета в последние годы, то мы увидим, что львиная доля аудитории пользуется теми или иными социальными сервисами, это мода последнего десятилетия. Причем нет большого различия между мировым и локальными рынками. Например, в России есть сильные локальные игроки (Вконтакте, Одноклассники), они сильнее и лучше, чем тот же Facebook, так как опираются на знание специфики рынка. Более того, Вконтакте как социальная сеть развивается быстрее, чем тот же Facebook, например, в ней впервые появилась внутренняя валюта, тогда как Facebook ввел ее буквально на днях. Поэтому у меня вызывают усмешку рассуждения о том, что какая-либо из сетей станет доминирующей на рынке, завоюет всемирную популярность. Неоднородность рынков никогда не позволит добиться этого, равно как и наличие сильных локальных игроков. Например, у Google есть социальная сеть Orkut, она очень популярна в Бразилии, а также в Индии, в других странах этот сервис, запущенный еще в 2004 году, почти неизвестен. Летом 2010 года Facebook смог обогнать Orkut в Индии, но в Бразилии Google удерживает позиции. Назвать Orkut локальным игроком нельзя, но этот пример хорошо подчеркивает специфику рынков, люди выбирают то, что им удобнее. И зачастую это отнюдь не глобальные марки, такие как Facebook.
На мой взгляд, большой вклад в популяризацию Facebook сделал фильм «Социальная сеть». Именно этот голливудский фильм познакомил миллионы людей с тем, что такое Facebook, выступил огромным рекламным роликом. Уже к моменту выхода фильма рост Facebook замедлялся, но фильм дал дополнительное время и новых пользователей. Сегодня этот эффект сошел на нет, и Facebook столкнулся с оттоком аудитории. В исследовании сайта Inside Facebook, которое проведено с использованием рекламных средств самой площадки, утверждается, что на начало мая 2011 года в США было 155.2 миллиона пользователей Facebook, к концу месяца их число уменьшилось на 5.8 миллиона. В соседней Канаде потеря составила 1.5 миллиона пользователей. Надо вспомнить, что США и Канада были первыми рынками, где была запущена эта социальная сеть, рост сегодня поддерживается за счет расширения сети на новые страны. Но в будущем и в них мы будем наблюдать падение числа пользователей этой социальной сети, хотя остается открытым вопрос, сколько в итоге пользователей по всему миру получит Facebook и как долго сможет оставаться актуальным.
Мода на социальные сети преходящая
Почему Facebook теряет пользователей на родных для себя рынках? Ответ очевиден – проходит мода на этот сервис, и поэтому люди переключаются на что-то новое. У людей короткая память, и мы часто забываем, как развивались разные сервисы в интернете. Мы прошли через эпоху почтовых рассылок, когда некоторые горе-аналитики прогнозировали к 2015 году господство такого способа распространения информации. Они угадали количество сообщений в почтовых рассылках, которое будет рассылаться ежедневно во всем мире. Но сказали, что оно составит порядка 80 процентов всего трафика. Рост интернета превзошел все самые смелые ожидания, сегодня рассылки не занимают и одного процента трафика. Наглядный показатель того, что все прогнозы, сделанные относительно интернета на сроки более десятка лет, обречены на попадание пальцем в небо. Слишком изменчивая среда, да и наши предпочтения как пользователей подвержены моде.Потом было развитие IM-мессенджеров, которым прочили блестящее будущее и покорение всего мира, особенно такому проекту как ICQ. Да много разного случилось за эти годы. Чего стоит только бум блогов и гражданской журналистики. Он вылился в большой пшик, как это и предполагалось здравомыслящими людьми. Рынок требует того, чтобы появлялись новые услуги и сервисы, которые бы позиционировались как killer app, то, что займет умы всех пользователей. Но это сродни рекламному трюку, так как на поверку каждый сервис или сайт занимает свою определенную нишу, и мы снова с пылом неофитов кидаемся осваивать очередной проект, который заменит все, что было до него. Но этого не происходит. Всегда появляются альтернативы или лучшие проекты. Поэтому я утверждаю, что эпоха социальных сетей клонится к зениту, скоро мы будем наблюдать их постепенное угасание, и они займут свою нишу. Поймите правильно, они не умрут, их аудитория будет велика и активна, но роста происходить не будет, скорее, они начнут терять аудиторию в пользу новых сервисов, которые начнут устанавливать рекорды пользовательской базы.
Большие цифры часто застилают воображение людей. Кажется, что сервис, которым пользуются миллионы людей, просто обречен на вечное существование и популярность. Примеры проектов, которые в одночасье растеряли свою аудиторию, забываются моментально. Вы помните, с какой помпой прочили долгие лета MySpace? Где сегодня эта социальная сеть? Можно придумать множество объяснений ее провала, но реальность такова, что ошибки совершают все без исключения компании. Отличается цена ошибки, и для MySpace она была высока. Какой будет цена ошибки для Facebook, мне трудно предположить, да и никто этого не скажет точно. Но что такие промахи будут, я уверен на тысячу процентов. И последнее, о чем я хочу сказать, Facebook вошел в стадию взросления, мода на эту социальную сеть проходит, и значит, ей придется переориентироваться с привлечения новых пользователей на их удержание, а это совсем другая игра.
Google+ или новая попытка Google построить сеть
Из этой статьи вы уже знаете, что Google имеет социальную сеть Orkut, но уверен, что вы с ней не сталкивались в реальной жизни. Думаю, что мимо вас прошел и другой социальный сервис от Google под названием Buzz, он провалился и не стал популярен. То же можно сказать и о сервисе Wave. У компании огромное количество скелетов в шкафу, и о многих мы успели забыть. Это позволяет с полным правом говорить о том, что и новая инициатива Google+ может провалиться. Такая вероятность всегда существует, и отрицать ее нельзя. Это вероятность. Но, на мой взгляд, эту социальную сеть ждет успех. Снова оговорюсь, что размер сети, количество подписчиков и другие параметры можно обсуждать и долго спорить об этом. Но в конечном итоге, эта сеть может стать ночным кошмаром Facebook и предложить пользователям принципиально новые возможности. Также Google+ находится в стадии первоначального набора аудитории, что говорит о том, что данная социальная сеть решает пока совсем другие задачи, нежели те, что стоят уже перед существующими игроками.Не люблю перекладывать личный опыт на оценку того или иного сервиса или продукта. Но в данном случае думаю, что мой опыт использования социальных сетей и знакомства с ними будет интересен. Для меня основным сервисом стал Twitter, я постоянно читаю сообщения в своей ленте, общаюсь с людьми, и мне нравится, что можно быть в курсе всего, что происходит в мире. Мои сообщения из Twitter автоматически помещаются в мой Facebook аккаунт. К сожалению, для меня Facebook - это не место общения, а точка присутствия. Большое число подписчиков, отсутствие времени на то, чтобы разобраться с листами для чтения. На мою долю остается чтение входящих сообщений, когда люди хотят оперативно что-то сказать лично мне, но боятся, что их сообщение затеряется в почте. Как такового общения не получается, это просто рабочий инструмент. Живи я в США, и не избежать мне присутствия в LinkedIn. К моему счастью, рабочих контактов у меня хватит на несколько жизней, равно как и работы. Поэтому нагружать себя еще и этим общением я не стал. Мимо меня прошел и Foursquare, так как я считаю, что этот сервис не может выжить в долгосрочной перспективе, он комплиментарен по отношению к существующим сетям (Facebook, Twitter). Кому нужен отдельный сервис геометок в отрыве от других активностей. Да и побороть Foursquare можно с легкостью, что и демонстрируют существующие социальные сервисы. Помимо этого, можно говорить о том, что фотохостинги для социальных сервисов не могут быть отдельными сами по себе (пример Instagram показывает, что интерес вызывает не социальная сеть, а сами фотографии, которые размещаются в Twitter/Facebook).
К моей радости, мимо меня также прошли российские социальные сети – Одноклассники, Вконтакте и другие. Никогда не был их участником, чему несказанно рад по многим причинам.
Из моего рассказа может сложиться впечатление, что Twitter - это наилучшая социальная сеть или сервис. Это не так. На мой взгляд, если смотреть на мировой рынок, то таких сервисов несколько – это Twitter, а также Facebook. Все другие сервисы в чем-то им уступают, в первую очередь идеологически. В одном случае это короткий формат SMS-сообщения, во втором - полноценные дискуссии, которые чем-то напоминают форумы, но уже в стилистике социальных медиа.
И вот тут появляется на сцене Google+, который предлагает простоту Facebook и Twitter в одном флаконе, а заодно расширяет границы того, что пользователь может получить сегодня бесплатно. Социальная сеть нового уровня, которая подкупает своей простотой и вследствие этого обречена на популярность.
Как работает Google+
Получить доступ к социальной сети Google+ можно только по приглашению. В Google любят подобный подход, так как он позволяет оценить, с одной стороны, первоначальную популярность сервиса, с другой, дает возможность плавно наращивать техническую составляющую, закупать сервера, каналы и так далее. Ничего нового в этом подходе нет, хотя критики Google+, не имеющие памяти о подобных запусках прошлого, записывают это в минус для Google и твердят, что это недостаток. Кому как, но мне это кажется достоинством, так как желающие смогут получить свою учетную запись в ближайшие дни и недели, с этим не возникнет проблем. Ровно то же было и при запуске Gmail.В Google решили создать визуальное представление того, с кем мы общаемся. Помните фразу из литературы «этот человек не моего круга»? Ну или, напротив, из моего круга общения. Вокруг Circles построен весь сервис. Вы добавляете ваших собеседников в тот или иной круг, при этом никто, кроме вас, не видит, как распределены люди по этим кругам общения. Подход простой и понятный, а главное удобный. Вы можете читать сообщения от всех людей, на кого подписаны, а можете просматривать только определенный круг. Причем вы можете добавлять в свои круги любого пользователя, вне зависимости от того, что он думает о вас. Нет обязательного условия взаимности.
Для тех, кто любит читать информацию об определенных событиях, можно создать свои ленты (по сути, это поисковые запросы). Называется этот раздел Sparks, вы ищете определенные слова и далее просто сохраняете ленту.
Из приложения Google+ ваши фотографии с телефона могут автоматически загружаться в сетевой альбом, и дальше вы их можете использовать в своих сообщениях либо можете делиться ими в пределах своих кругов.
В Google+ все бесплатно, в том числе групповой видеочат. Напомню, что для корпораций и небольших компаний это одна из самых популярных функций в Skype, уверен, что последнему придется снизить стоимость этой услуги или вовсе сделать ее бесплатной.
В смартфонах с приложением Google+ (оно есть также и для iPhone), присутствует возможность создания чата (групповой или индивидуальный). Он заменяет обычные SMS-сообщения. Мне эта услуга видится как аналог iMessage с другой реализацией.
В сервисе Google+ много функций, но он создает обманчивое впечатление очень простого. И это огромный плюс: дизайн социальной сети, скорость работы, все это преимущества Google+, во всяком случае, сегодня это так. Я не ставил целью описать полностью сервис, вы сможете самостоятельно познакомиться с ним и вынести свои суждения относительно его возможностей. Эта статья - скорее приглашение к обсуждению того, кто победит в схватке социальных сетей. Сегодня намечается реальный конкурент для Facebook, и это сеть Google+. Я вижу огромный потенциал у этой сети и, более того, считаю, что эта сеть уже нашла своих пользователей. Она точно не повторит судьбы Buzz. Для Google+ можно прочить большое будущее, социальная сеть получилась интересной, легкой для понимания и полезной. Например, я уже придумал, как использовать Круги для организации рабочих групп в рамках отдельных проектов. И это только то, что лежит на поверхности. Впереди появление новых функций, активное развитие. Но в отличие от многих компаний, обещающих нечто завтра, в Google+ уже сегодня интересно и с ним можно работать. Одним словом, я впечатлен. Приглашаю вас в эту сеть, а меня найти там легко, достаточно набрать Eldar Murtazin. И да, Google+ - это воплотившийся ночной кошмар Facebook.
Доработчик:
Нравится, буду пользоваться. | 30.0% |
| ||
Пойдет, можно посидеть. | 15.0% |
| ||
Зарегистрируюсь чтобы был. | 20.0% |
| ||
Не буду регистрироваться. | 5.0% |
| ||
Не понравилась совсем. | 0.0% |
| ||
Предпочитаю только Facebook. | 0.0% |
| ||
Предпочитаю только ВКонтакте. | 2.5% |
| ||
ДАЙТЕ ИНВАЙТ!!! | 25.0% |
| ||
FFFFFFUUUUUUUUUUUUUUUUUUUU!!! | 0.0% |
| ||
Google - корпорация зла, далой демонов! | 2.5% |
|