Зомби, живые мертвецы, ходячие жмурики - крайне популярные герои фильмов, книг и видеоигр. Без них не обходится практически никакая MMORPG, их очень весело истреблять в FPS, от них хочется убежать в Adventure. Но кто эти зобми такие, откуда они взялись?
Начнем с определения. Зомби - живой человек, ходячий человеческий труп, полностью потерявший контроль над собой и своим телом и подчиняющийся чьим-то приказам.
История.
Первое упоминание о появлении "живого мертвеца" относится к 1304 году.
"Тогда епископ шартрский начал свой рассказ, и он сказал: "Сразу после собора в Бурже был убит, отлученный от церкви, один из рыцарей нашей епархии; несмотря на просьбы друзей и близких, я отказался отпустить ему грехи, чтобы это послужило примером другим: он совершил ограбление. В сопровождении священника он был похоронен солдатами, без моего позволения, у церкви Сен-Пьер. На следующее утро его тело было обнаружено далеко от захоронения. Его нашли солдаты, на нем не было ничего, кроме одежд, в которых он был погребен. Труп снова зарыли и тщательно закрыли могилу землей и камнями, но на следующий день он вновь оказался выброшенным из могилы, при этом сама могила была нетронута. Пять раз тело закапывали, пять раз с ужасом находили его вне могилы. И тогда, смирившись, солдаты захоронили труп далеко от церковного кладбища. Напуганные военачальники, как мы того и желали, заключили с нами мир".
Отрывок из протокола церковного собора 1304 г.
Точное происхождение слова "зомби" неизвестно до сих пор. По одной версии — это искаженное «нзамби», что на африканском языке банту означает «мелкое божество» или «душа мертвеца». По другой — это видоизмененное западноафриканское диалектное «жамби», что значит «привидение». Существует также теория, по которой словом «зомби» когда-то называли огромного черного змея из африканских поверий, извечного врага солнца, света и радости. Стоит отметить, что зомбирование особенно характерно для Петро вуду — особого течения вудуизма (сложная смесь католицизма и западноафриканских поверий, включающая в себя магию и колдовство), зародившегося на Гаити.
Начало.
Джордж Ромеро, с детства увлекавшийся режиссерством, в 60х годах создает свою собственную компанию, собирает свой первый капитал и к 1968 году снимает Ночь Живых Мертвецов (Night of the Living Dead) - переворот в жанре фильмов ужасов. В этом черно-белом фильме Ромеро заложил основы зобми-культуры. Непонятное нечто, превращающее людей в ходячие трупы, горстка испуганных персонажей, замкнутака атмосфера и ощущение безнадежности. Позже режиссер снимет "Рассцвет мертвецов" (Dawn of the Dead, 1978), "День мертвецов" (Day of the Dead, 1985), "Дневники мертвецов" (Diary of the Dead, 2007), напишет кучу сценариев для подобных фильмов. Сейчас Джон Ромеро снимает "Бессмертие мертвецов" (Island of the Dead) - смотри на экранах в 2010ом.
В 1987 году Сэм Рейми снял свою версию "Живых мертвецов" Ромеро: по-настоящему страшный и атмосферный ужастик "Зловещие мертвецы" (Evil Dead). Спустя шесть лет режиссер снимает вторую часть - на сей раз с изрядной долей юмора и самоиронии. И именно с выходом "Evil Dead 2" всем стало очевидно - что зомби - это не только страшно, но и жжутко смешно! Заключительная часть трилогии - "Армия тьмы" и по сей день считается классикой юмористического триллера.
До 2007 года мертвецы были медленными ходячими машинами убийства. Крайне медленными. Денни Бойл в своем фильме "28 дней спустя" (28 Days Later, 2002) лишь осторожно нащупал почву. Но лента "28 недель спустя" (28 Weeks Later, 2007) заиграла по-полной - теперь мертвецы - быстрые, яростные, беспощадные. Если один из них увидел тебя, шансов спастить уже нет, а скорость распространения эпидемии ужасающа: менее чем за месяц вымерла вся Великобритания. Мертвецы Left 4 Dead пришли именно из этой киноленты.
Книга «Я — легенда» Ричарда Метисона была четырежды экранизирована (включая вышедшую в 2007 году картину "Я - легенда" с Уилом Смитом). Она не только прославила автора, но и породила целую серию произведений о вампирах в 70х годах.
В 2006 году Марк Брукс в своем романе "Мировая война Z" рассказывает о загадочной болезни, которая впервые диагностируется в Китае: человек вдруг превращается в жестокое и агрессивное существо, более всего похожее на привычного всем зомби. Эпидемия охватывает планету, рушатся государства, немногие выжившие объединяются для противостояния мертвецам. Если, не дай бог, такая болезнь действительно возникнет, все вполне может пойти так, как рассказал Брукс.
Однако задолго до Брукса, а именно в 1978 году, небезызвестный Стивен Кинг в романе "Противостояние" красочно описывает результаты утечки зловещего вируса из секретной лаборатории. Живым от туда выбирается лишь один ученый, но и этого хватает, чтобы началась эпидемия.
Расцвет.
Ну что ж, именно "Ромеро и компания" проложили дорогу зомби к видеоиграм. В 1996 году выходит первая часть долгой серии Resident Evil. Раккун Сити-эдакий город счастья. Он красив, приветлив, у него амбициозное будущее. Однако недавние случаи в горах Арклей, окружающих город, подпортили репутацию города. Газеты без перебоя писали об участившихся случаях нападения. Дабы исправить ситуацию, на место была выслана команда Браво, связь с которой была потеряна. В помощь команде Браво, был выслан отряд Альфа, который обнаружил разбившийся вертолет. Но это было лучшее из бед...
В 1998 году выходит сиквел. События происходят через 2 месяца после событий оригинала. Из-за перепалки между ученым Уильямом Биркином и спецназом корпорации «Umbrella» образцы вирусов были разлиты в канализации, и канализационные крысы разнесли вирус по всему городу. Началось массовое заражение.
в 1999 году Capcom, издатель игры, выпускает средненькую Resident Evil 3: Nemesis. Мы вновь оказываемся в Ракун сити, в последние часы его жизни. По "Немезису" был снял неплохой "Обитель Зла: Апокалипсис".
В 2005 году свет увидел хорошую Resident Evil 4, но ужасно портированную на РС. В 2009 выходит Resident Evil 5 с новомодными турбо-зомби.
House of the Dead - игра, выпущенная в 1998 году на Sega, начавшая неплохую серию игр House of the Dead. Игроку предстоит играть за правительственного агента, которому дали задание попасть в лабораторию сумасшедшего генетика. Когда он попадает на место действий, то видит толпы зомби и других монстров. Надо будет и поубегать, и пострелять. Визуальная составляющая игры характеризуется большим количеством крови и соответствующих эффектов.
За год до выхода первой Resident Evil 4 разработчики из Monolith Productions (ты их знаешь по двум частям Fear, где, кстати, тоже присутствуют зараженные) выпускают Blood - культовый шутер, который нашел в своем мире место и мертвякам - ожившим мертвецам с топорами, представляющим опастность в ближнем бою.
Также не забудем о серии Doom, игре Cold Fear (2005 год, действие разворачивается на дрейфующем российском корабле в открытом океане; естественно, присутствуют зомби), о Dead Rising (2006 год, эксклюзив для РС; этакае веселая мясорубка; в разработке вторая часть, которая выйдет уже и на РС), о Zombie Shooter (2007 год; человечество снова в опасности, так как ученые некой секретной исследовательской базы с чем-то не справились и превратились в монстров, нам разруливать ситуацию), о великой Silent Hill (выход первой части состоялся в 1999 году на PlayStation). 2008 год вышел так вообще удачным: Electronic Arts наконец-то выпустила интереснейшую Dead Space, а Valve закончила работы над Left 4 Dead - уникальным кооперативным зомби-шутером. Через год выйдет Left 4 Dead 2.
В конце этого материала я упомяну о Stubbs the Zombie in Rebel Without a Pulse (2005 г.) - первой игрой на моей памяти, позволившей играть за жмурика. Обычно мы выступали в роли охотника на зомби или жертвы, а тут те на - мы играем за, можно сказать, неудачника Стаббса. Действие игры начинается с церемонии открытия вымышленного города Панчбоула в 1959 году (игра великолепно восстоздает дух того времени). Главный герой, Эдвард "Стаббс" Стабблфилд был убит в 1933 во время Великой депрессии Отисом Мондэйем после того, как последний пришёл домой и застукал Стаббса со своей дочерью Мэгги Мондэй. Отис застрелил Стаббса, после чего похоронил его прямо под местом, которое именуется сейчас Панчбоулом. Завязка игры происходит в момент, когда Стаббс воскресает и выбирается из могилы, которая, по стечению обстоятельств, оказалась прямо под центром города, и попадает на церемонию открытия Панчбоула. Главгерой хочет найти свою возлюбленную, а заодно отомстить своим обидчикам. Все это оформлено в фирменный юмор: кушаем мозги, отрываем конечности (например, Стаббс может оторвать свою руку - при этом управление переходит на оторванную конечность - и, запрыгнув на голову неприятеля, управлять уже неприятелем; в особо трудных ситуациях выручают взрывчаткоподобная почка и неповторимый стаббский пук), немного командуем небольшой армией жмуриков, в общем, творим в городе хаос. Stubbs the Zombie имеет очень приятную картинку, звуковое оформление и забавный финал. Об этой игре я, скорее всего, расскажу в своих будущих постах.