Из-под пера студии GameTrek в релиз вышла глобальная политическая стратегия «Secret Government». В ней нам предлагают примерить на себя роль Великого магистра тайного ордена, который скрытно пытается влиять на ход европейской истории.
Интерфейс игры выглядит, в целом, знакомо для данного жанра. Большую его часть занимает глобальная политическая карта, где отображается вся информация игры и на которой вам предстоит передвигать «фигуры». Есть глобальная цель — помочь человечеству в развитии, но каким путем это сделать, уже зависит от вас.
Игровой процесс проходит в реальном времени, но имеется управляемая пауза. Самая маленькая временная единица — день. В днях измеряются сроки выполнения тех или иных приказов, по истечению дня в мире происходят какие-либо изменения.
Игра предлагает начать путь тремя способами. Тем, кто хочет пройти обучение основам, лучше выбрать первый вариант. В данном случае, вы возглавите братство в разгар его упадка и, при поддержке Архивариуса, вам предстоит его восстановить.
Второй вариант откроет вам территорию будущих США и даст возможность поучаствовать в становлении этого государства. Выбрав этот вариант, игра сразу предоставит вам стартовые ресурсы, вполне развитую сеть братства и свободу действий. Но, при этом, попросит выбрать один из двух сценариев.
Третий вариант можно назвать песочницей. Тут вы вправе сами настроить правила игры. Этот вариант подойдет уже опытным игрокам.
Выбрав подходящий вариант, откроется карта и начнется сама игра. Первое, с чем вам предстоит познакомится — управление тайным орденом.
Структура тайного братства состоит из четырех ступеней. На вершине Великий магистр, роль которого выполняет игрок, непосредственно ему подчиняются шесть магистров. У каждого из них имеется должность: Хранитель трона, Привратник, Капеллан, Казначей, Секретарь, Оратор. Наличие персонажей на этих должностях дают различные бонусы ордену, но возможность отдавать уникальные приказы магистру на конкретной должности не замечено, все они выполняют одинаковую работу. Магистры единственные кто может перемещаться между странами. Все приказы вы отдаете только через них. Потому, если в отдельной стране у вас налажена сеть агентов, но нет магистра, спускать им распоряжения вы не сможете. Как писалось выше, число магистров ограничено и не может быть выше шести человек. Для начала, этого с лихвой хватает, но как данное ограничение может отразиться в поздней игре, вопрос.
Следующая ступень, адепты. Ими становятся, завербованные магистрами, должностные лица. Адепты — это щупальца, с помощью которых вы влияете на жизнь, в отдельно взятой, стране. Адепты строго привязаны к своим должностям в правительствах и их нельзя повысить до магистра. Для начала, адепту нужно приказать уволиться с занимаемой должности. В этом случае он, также, понижается до неофита.
Неофиты, в свою очередь, новобранцы, которых возможно набирать, условно, в неограниченном количестве. Можно сказать, что магистры «майнят» неофитов буквально из воздуха. Они не занимают должностей в структурах страны и не способны повлиять на какие-либо процессы. В принципе, основной вид их деятельности — мальчики на побегушках. К слову, в игре не замечено, вообще, ни одного женского персонажа, интересно, как быстро на игру накинутся «толерантные активисты». Любого неофита, в отличи от адепта, можно сразу повысить до магистра, так сказать, из пешки в ферзя. В целом, эту странность можно объяснить тем, что разница между неофитом и магистром, по сути, только в их полномочиях и в знании вашей личности, а так, и те, и другие ваши фигуры в игре, не более.
Каждый персонаж, представленный в игре, имеет ряд характеристик и параметров. Рядом с изображением расположены значения:
- здоровье. На персонажей могут совершатся покушения и, в зависимости от успеха, этот параметр будет тратиться. Регенерация в игре не замечена, потому не стоит пренебрегать этим показателем при выборе «кандидата» в орден;
- преданность. Данный параметр, в случае ваших агентов, показывает преданность персонажа делу ордена, у других этот параметр означает их приверженность тем же взглядам что и у вашего братства;
- конспирация. Этот параметр присутствует только у последователей братства. Он отображает, на сколько данный персонаж близок к разоблачению. Каждое его действие уменьшает этот показатель, чтобы восстановить его, персонажу следует некоторое время бездействовать.
Кроме этих значений у иконки персонажа показаны: местоположение (большой флаг); его подданство (маленький флаг); вероисповедание; имя и возраст. Кроме основных характеристик у каждого персонажа имеется ряд черт. Они бывают отрицательными, положительными и нейтральными. Механика взаимодействия с персонажами игры построена исключительно на принципе свой-чужой, из-за чего восприятие этих черт может перевернутся с ног на голову. Потому, оценку следует отмерять относительно данного персонажа, так как, положительная черта враждебного может стать для вас проблемой, и наоборот. Новые черты будут появляться при повышении уровня персонажа.
Итак, наладив работу тайного ордена, вы можете приступить к внедрению в правительство какого-либо государства. Для этого, в стране должен находится один из ваших магистров. Только он способен завербовать в братство неофита, либо склонить на вашу сторону чиновника, сделав того адептом.
Структура власти в странах идентична и представлена иерархией, центральной фигурой которой является лидер. У лидера имеется советник, не обладающий прямыми подчинёнными. Также, лидеру подчиняются три «помощника», отвечающие за отдельные институты: власти, экономики, армии. В свою очередь, им подчиняются чиновники помельче: судьи, послы, министры, генералы и т.д. Обособленно, от ветвей власти, расположены два неофициальных влиятельных человека: самый богатый «олигарх» и самый «авторитетный» криминальный лидер.
Для реализации ваших планов необходимы ресурсы, в игре их три: влияние, богатство и сила. Каждая ветвь власти отвечает за свой: власть – влияние, экономика – богатство, армия – сила. При этом, лидер и его советник влияют на все три, а «олигарх» и криминальный лидер только на два: влияние и богатство, сила и богатство соответственно. Кроме этого нужно отметить, что данные ресурсы бывают локальные, т.е. доступны только ячейки ордена в текущей стране, и глобальные, ими оперируют магистры на глобальном уровне. Кроме этого, магистры способны как вносить в страну доступные глобальные ресурсы, так и выводить локальные. Это позволяет распределять их между ячейками ордена и, например, используя ресурсы одной страны, влиять на политику в другой.
Для добычи необходимых ресурсов, вы должны вербовать последователей в структурах власти. Но порой, перед вербовкой, необходимо собрать сведенья о чиновнике, чтобы знать его сильные и слабые стороны и увидеть вероятность успеха.
Делается это при помощи магистра. Выбрав определенного человека на панели, дайте указание собрать сведенья. На сбор данных уходит, примерно, один день и произвольное количество ресурсов, после чего можно начать вербовку. Завербовать чиновника можно тремя способами: уговор, подкуп или угроза. Каждый из способов тратит определенный ресурс. Кроме того, каждый способ имеет свою вероятность и последствия, как в случае успеха, так и провала. Вероятность рассчитывается с учетом уровня и черт вашего магистра, против уровня и набора черт кандидата. А также, не последнюю роль играет должность, которую занимает чиновник. «Экономиста» труднее подкупить, а военного запугать и т.п. При том, чем выше должность, тем труднее цель завербовать, а лидера государства так вообще почти невозможно. Для этого нужно хорошо постараться.
После того как адепт был завербован ему можно отдать указание эксплуатировать свою должность, тем самым, добывая для братства ресурс, к которому должность относится, и аккумулируя его на локальном «счете» ордена. Такая деятельность, разумеется, расходует конспирацию персонажа, потому, чтобы его не разоблачили, вы можете настроить условия, при которых он будет прекращать свою деятельность и активизироваться вновь. Кроме личной конспирации, деятельность персонажей может повышать «осведомлённость» местных властей об ордене, если этот параметр поднимется слишком высоко, государство решит предпринять меры против вас, затрудняя деятельность, а то и вовсе решится ликвидировать ваше присутствие. Чтобы уменьшить «осведомленность» вы должны, либо останавливать на время деятельность адептов, либо приказать им заметать следы, как и при добычи ресурсов, заметание следов расходует конспирацию персонажа. Таким образом, когда под вашим контролем окажется большая часть чиновников, вы можете отладить практически бесперебойную автоматизированную добычу ресурсов.
В этом деле как раз и раскрывается механика черт персонажей. Например, положительная черта «философ» дает персонажу сопротивление к уговору, однако увеличивает ему вероятность самому завербовать кого-либо. Если у такого персонажа будет еще и черта «богатый», то и подкуп станет невозможен, но, при этом, если он окажется на вашей стороне, дополнительно будет пополнять локальный ресурс — богатство. Нейтральные черты имеют один негативный и один позитивный эффект. К примеру, «жадность» увеличивает вероятность подкупа персонажа, но позволяет ему, на своей должности, больше других добывать ресурс. Такой «жадина» удачная находка, его легко подкупить, даже если он занимает «экономическую» должность, при этом вложения быстро оправдают себя.
Кроме вербовки, вам доступны и другие способы захватить определенную должность. Представим, что вы прибрали к рукам почти всю ветвь армии, но одну из генеральских должностей занял тот самый богатый философ. Ни договорится, ни запугать, ни подкупить такого практически невозможно. Потому, вместо пустой траты ресурсов на вербовку и риска раскрыть братство, вы можете от него избавится. Тут доступны различные пути. Можете организовать покушение. Или приказать вашим адептам, занимающие смежные должности, дискредитировать его деятельность, тем самым заставив начальника снять того с должности. А в случае, если у вас в адептах сам начальник, то просто приказать уволить упрямца и поставить на его место одного из ваших неофитов.
Кстати о неофитах. Они, также, способны заметать следы и добывать для вас ресурсы. При том, тут вы уже сами выберете, какой именно ресурс должен добывать конкретный неофит. Однако, так как они не входят в государственную систему, эффективность неофита крайне мала. Компенсировать это можно их количеством. Но и тут есть нюансы, приказать магистру набрать сразу «пачку» новобранцев нельзя, как и приказать сразу целой группе делать одно и тоже дело.
Наладив приток необходимых ресурсов и имея своих людей на местах, вам откроется возможность создать в стране свою ложу и влиять на социально-экономическую жизнь страны. Регулировать как приток иммигрантов, так и отток эмигрантов, управлять налоговой политикой, манипулировать рейтингами партий, создавать свои марионеточные партии, реформировать политический строй и многое другое.
Закрепившись в одной стране можете наращивать влияние в другой, а когда ваша тайная длань покроет несколько стран вы сможете манипулировать международной повесткой. Создавать союзы, или стравливать страны. Влиять на ход войн, помогая армии одной страны и саботируя приказы в другой.
В зависимости от выбранного прохождения, перед вами будут стоять глобальные квесты. Но несмотря на это, некоторые ключевые для мира события будут нелинейные. Например, в определенный момент перед Европой остро станет религиозный вопрос. Католическая Австрия нападет на протестантский Бранденбург.
Из библиотеки ордена вы узнаете, что по расчетам мудрецов братства эта война была предсказана. Победа Австрии ознаменует начало конца иным христианским конфессиям и, со временем, приведет к объединению всех христиан под началом Ватикана. А в случае поражения, мудрецы считают, что Ватикан оставит свои попытки объединить христиан и разнообразие конфессий будет сохранено. В любом случае, быстрая и окончательная победа одной из сторон выгодна ордену, так как навсегда закроет религиозный вопрос. Потому, вы можете сами выбрать, какую из сторон поддержать, исходя из предпочтений.
Позднее, вы поймете, что вашему братству противостоит некая другая организация, не менее влиятельная и такая же тайная. Вам предстоит выяснить, какую цель они перед собой поставили, стараясь, при этом, не привлекать их внимание к себе.
И тут скрыт значительный минус игры. Даже при выборе пройти обучение основам, вам покажут, как работают некоторые базовые механики, после чего, сразу свалят все остальное. Дальше учиться пользоваться всеми предложенными игрой возможностями нужно самостоятельно. Например, после прохождения обучения, появится одно из неочевидных заданий: увеличить количество интеллигенции в стране и улучшить их индекс удовлетворения потребностей. «Волшебной кнопки» в меню сословий вы не найдете, для этого необходимо пролоббировать законы, при помощи адептов во власти. Через министра налогов увеличить сословию дотации, а при помощи герольда начать агитацию иммиграции в страну. Но и этого может быть не достаточно. В меню сословий вы можете заметить потребляемые интеллигенцией «блага» и процент удовлетворения спроса данного сословия. Пользуясь этой информацией вы можете попробовать перераспределить «блага» между сословиями (что в условиях абсолютной монархии непросто), либо постараться увеличить производство и импорт этих товаров. Об этом всем вам придется догадываться самостоятельно, ибо даже открывшаяся библиотека Архивариуса не дает прямых ответов.
Еще должен отметить небольшое неудобство при использовании паузы. Кроме как на панели в верхней части экрана, визуально пауза игры никак не отображается. На карте по-прежнему работают все анимации, а какого-либо цветового фильтра нет. При этом некоторые ваши действия, например, открытие меню возможностей магистра, автоматически поставит игру на паузу. Поэтому, у меня часто возникала ситуация, когда я не замечал, что время стоит на месте и пару минут напрасно ждал результат поставленных указаний.
Но несмотря на трудности, игра в целом понравилась. Различных механик и путей достижения целей в игре много, копаться можно и в ширь и вглубь. Любителям жанра рекомендую.
Выражаю благодарность 1C Entertainment за предоставленный